Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве
Свт. Феофан: Без сего домостроительства христианство, жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него дошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для сего. Все сие и есть воплощенное домостроительство.

Автор богословской системы. Домостроительство нашего спасения, воплощенное Господом Иисусом Христом, в святоотеческом богословии имеет разные идеи выражения. Стоит особого внимания богословская система, разработанная свщмч.Иринеем Лионским, под названием «рекапитуляция» (лат. recapitulatio; греч.ἀνακεφαλαίωσις – «перевозглавление»). Эта система наиболее точно отражает главные грани обозначенной темы.

Термин. Слово «рекапитуляция» мы можем найти в Священном Писании. В послании к Ефесянам апостол Павел пишет о замысле Бога «соединить(ἀνακεφαλαιώσασθαι) всё небесное и земное под главою Христом» (Еф. 1.10). В этом стихе учение о рекапитуляции находится как бы имплицитно. Этот стих, наряду с местами из посланий к Римлянам (5:12-21) и второго к Коринфянам (15:20-23; 45-49), где противопоставляются фигуры Адама и Христа, лег в основу учения о рекапитуляции сщмч. Иринея.

Для сщмч. Иринея слово «рекапитуляция» как богословский термин обозначает собирание, или суммирование, всего во Иисусе Христе. Приставка ἀνα указывает на то, что во Христе происходит обновление и восстановление человечества через повторение.

Источник богословия автора. Сщмч. Ириней на основании учения ап. Павла о двух Адамах, выраженного только в нескольких тезисах, но поражающих своей богословской глубиной, построил целую сотериологическую теорию рекапитуляции, которая стоит в центре всего его богословия. По мнению священномученика, невозможно правильно понять искупление, если не смотреть на Христа в первую очередь как на нового Адама.

Два аспекта темы. В учении о рекапитуляции можно условно выделить два связанных между собой аспекта: во-первых, исправление последствий Адамова грехопадения, во-вторых, приведение человечества в единство с Богом и сообщение ему совершенства и дара вечной жизни.

Основа богословия св.Иринея. Для сщмч. Иринея воплощение Сына Божия является краеугольным камнем учения о рекапитуляции. В его богословии воплощение и искупление неразрывно связаны между собой. Для восстановления и преображения человека было необходимо воплощение Слова Божия, вследствие чего человеку были сообщены свойства божественной жизни. Само Слово, воплотившись, становится субъектом рекапитуляции. Творение Адама было началом истории человечества, Христос же, напротив, пришел в ее конце.

Второй Адам не просто нравственно, но и онтологически соединил Божество с человеческим телом и душою, всецело обновив их. Он сделался плотью и кровью сообразно с первоначальным созданием, то есть Адамом для того, чтобы в Самом Себе в конце истории человечества восстановить и спасти то, что в начале погибло в Адаме, то есть спасти и обновить образ Божий и поврежденную грехом человеческую природу. Так как человек был создан по образу Слова, но утерял его в падении, то воплощенное Слово стало явлением этого образа и восстановило его в человеке.

То, что совершил Христос, является не просто ответом на грех и смерть Адама, заключающимся в восстановлении первозданного состояния, но является приведением человека в совершенное состояние, недоступное Адаму.

Первый аспект рекапитуляции. Христос принимает наказание за грех Адама и тем самым исправляет этот грех. Сщмч. Ириней, как и апостол Павел, учит, что исправление Адамова непослушания происходит через послушание Христа. Непослушание первого Адама разрушается послушанием второго.

Как все люди в лице Адама отвернулись от Отца, точно так же они примирились с Ним в лице Христа, через Которого им был явлен Отец. Люди сами становятся участниками того, что совершил Христос, и вместе с Ним и в Нем Самом они становятся послушными Отцу «даже до смерти» и вновь обретают все то, что они потеряли через Адама. По учению священномученика, смерть Христа примирила человека с Богом и сообщила человеку нетварную жизнь Бога. Сщмч. Ириней является одним из первых отцов Церкви, кто напрямую связал страсти и смерть на Кресте Иисуса Христа с возвращением человечеству нетления.

Тело Адама после грехопадения стало подвержено смерти, и через тело грех утвердился в человеке и стал господствовать над ним. Победить смерть и грех можно было только через тело. Поэтому Христос воспринял на Себя тело, которое ничем не отличалось от тела Адама. Смертное тело, воспринятое Христом, стало оружием против смерти, греха и диавола.

Священномученик противопоставляет Адама и Христа как побежденного смертью и победителя смерти. Как поражение Адама есть поражение всего человечества, так и победа Христа есть победа всего человечества.

Второй аспект рекапитуляции. Как говорилось выше, второй аспект рекапитуляции, который является конечной целью воплощения, заключается в том, что Христос сообщает человеческой природе бессмертие, или обожение. Сщмч. Ириней был одним из первых отцов Церкви, кто сформулировал учение о спасении как обожении. Обожение для сщмч. Иринея заключается в участии в бессмертии и нетлении, и Христос как победитель смерти является их подателем.

Падший человек не мог своими силами стать причастником нетления, если бы Слово Божие не стало человеком. Для человека участие в нетлении происходит благодаря соединению человека с Богом: «Если бы человек не соединился с Богом, [он] не мог бы сделаться причастником нетления». Это соединение произошло во Христе, Которым было установлено «общение (κοινωνία) между человеком и Богом».

Для сщмч.Иринея дар нетления и вечной жизни, принесенный людям Христом, связан с познанием Бога. Сщмч. Ириней прямо говорит, что само познание человеком Сына Божия является для него бессмертием и нетлением; через познание Бога происходит обновление человека.

Иисус Христос повторил жизнь Адама и через это стал вторым Адамом, новым главой человечества. Христос разделил опыт Адама и, более того, Он разделил опыт всего человечества, за исключением греха. Важен акцент священномученика на то, что Христос восстанавливает поврежденное человечество на всех этапах человеческой жизни.

То, что Христос должен был прожить все этапы жизни человека, обусловлено не только необходимостью в нравственном обновлении человека через показание примера, но и необходимостью освящения каждого из этапов. Христос совершает спасение «от начала до конца», и концом здесь является смерть: «Перевозглавляя в Себе всего человека от начала до конца, [Он] перевозглавил и его смерть». Предельной точкой смерти является ад, куда сошел Христос, «благовествуя и тем, [кто там находился], о Своем пришествии, которое есть отпущение грехов для верующих в Него».

Христос - новый Адам. По учению сщмч. Иринея, Христос, как новый Адам и глава нового человечества, заключает в себе всех людей и есть сумма всего человечества.

Во Христе Бог вошел в общение с человеческой природой в целом, и поэтому это общение имеет влияние на каждого человека. Соединением двух природ обусловлено участие всех людей в том, что совершил Христос. На всех людей распространились последствия соединения Божества и человечества во Христе – духовном главе человеческого рода, так как Он встал в такое же отношение ко всем людям, в каком был к ним Адам. Человечество получает спасение благодаря присутствию в нем Христа.

Воплощенное Слово привело несовершенное человечество к совершенству. То, что человек должен был достигнуть, восходя к Богу, то осуществляет Бог, снисходя к человеку.

Поделиться статьей
#теги #теги #теги
← Предыдущая статья
Следующая статья →
Получите доступ к закрытым материалам и курсам
Общее
  • Древо сайта
  • О проекте
  • Помощь
Разделы
  • Статьи и видео
  • Бесплатное обучение
  • Семинары и консультаци
Дополнительно
  • Для партнеров
  • Для волонтеров
  • Для СМИ
Получайте рассылку
© 2020. Копирование материалов возможно только с указанием ссылки на источник
Наша почта: putevoditel@gmail.com
Made on
Tilda